От Воскресенского храма, который находится рядом со школой №6 идёт подземный ход, соединяющий храм и меловую пещеру, в которой также есть православный храм, подземный. В настоящее время этот ход разрушен: в 70-е годы бульдозер, расчищавший место для дороги на гору Пеньковую, провалился на 2 метра, и осевший меловой пласт закрыл ход в этом участке.
Очень многие местные жители в разное время посещали подземные лабиринты. Здесь есть два коридора: широкий — по-ниже, более узкий — повыше. Потолки коридоров имеют идеально высеченный в мелу свод. Из коридоров есть входы в отдельные
кельи с лежанками и икотами под небольшие иконы; есть «Красная комната» (её стены обработаны красной гли-ной и ещё каким-то красящим веществом); есть места для мощей — ниши и тумбы (там, где должны были лежать голова и плечи святого, тумба шире, а там, где ноги — уже); есть раннехристианские символы — розетки и пальмовые ветви (аналогичные символы VI века н.э. были обнаружены учёными в римских катакомбах).
Коридоры выточены таким образом, что здесь могли одновременно ходить множество людей, давки быть не могло. У пещеры есть есть второй этаж, в настоящее время почти полностью заваленный влажной, прорвавшей мел, глиной. На второй этаж ведёт вырубленная в мелу винтовая лестница, а на площадке второго этажа находится рукотворная ловушка: большое отверстие. Если несведущий человек не заметит ловушки, он упадёт вниз и разобьется о ступени. Кроме того, вблизи этого отверстия, возможно, когда-то сидел лучник, охранявший пещеру от непрошенных гостей.
Безусловно, самое удивительное место — подземный Храм. Хорошо сохранились Царские врата, киоты под большие иконы, жертвенник, алтарь, обработанный красной глиной, идеально выточен круглый свод-сфера — купол храма.
В 70-х годах XX века пещеру изучал Павловский краевед Виталий Стёпкин. В настоящее время он защитил диссертацию по этой теме и пишет книгу о пещере.
С 2004 года пещерой интересуется настоятель храма Калачеевского Вознесенского Храма Вла-димир Ляхов, в подземном храме он провёл службу (раньше такие службы проводились священ-никами на Пасху или на Троицу), он провёл также молебен на начало восстановительных работ.
Однако отца Владимира никто из местных и областных властей не поддерживает — не выделяют средства, а их требуется немало. А пока стены пещеры варварски портит местная молодёжь.
По мнению Виталия Стёпкина, пожалуй самого осведомленного исследователя донских пещер, историка из города Павловска, Калачеевские пещеры являются наиболее протяженными и интересными среди всех из донского бассейна.
Еще в 90-х годах эта пещера была признана памятником истории культуры и находится под охраной государства.
Тогда же поднимался вопрос о необходимости реставрации, и в 97-98 годах ряд геологических организаций провели исследования.
Однако дальше написания заключения дело не пошло.
И сейчас Калачеевская пещера находится в удручающем состоянии, и вероятно, произошедшие изменения необратимы.
Одной из главных причин разрушения — легкодоступность — пещера находится в черте города.
Вокруг идет строительство, посетители мусорят и уничтожают уникальные рисунки на стенах.
Для местных детей это место игр, костры внутри разжигаются регулярно и при нашем посещении от подожженных пластмассовых бутылок
в каком-то дальнем конце пещеры приходилось дышать воздухом, разбавленным дымом.
Вход в пещеру находится на высоте 119 метров, высота же горы — около 160 м.
Это большая многоуровневая пещера, имеющая несколько уникальных строений. Весной 2006 года крупный обвал изменил внешний вид входа в пещеру. Теперь перед узким входом многочисленные обломки и куски,а раньше по воспоминаниям местных жителей в пещеру въезжали телегами.
В частности, нетипичные в сравнении с другими пещерными храмами, места для расположения мощей — стасидии.
В большинстве храмов — это ниши на уровне пола, закрывавшиеся или не закрывавшиеся досками, а в Калаче они напоминают открытые лежанки, расширяющиеся в сторону головы.
Таких стасидий в Калаче две, находятся в боковом ответвлении от пещерного храма.
В калачеевских пещерах есть ловушка. Других объяснений круговой лестницы, ведущей на второй этаж и по кругу выходящей обратно, без ответвлений и келий, исследователи найти не смогли.
Исследователи полагают, что работы, которые велись в 17-18 веках, изменяли внешний вид пещер под религиозные нужды,но сам лабиринт был создан значительно раньше.И преданий исторических о времени создания пещер никаких нет, что косвенно указывает на их огромную древность.
Если большинство имеющихся преданий относительно других донских пещер связано с христианскими монастырями, то о существовании монастыря в Калаче данных нет.
В калачеевской пещере есть любопытные граффити.
Рисунки, вырезанные в мелу, аналог которым есть только в Белогорье.
Изображения кипарисов и розеток Стёпкин связывает с рисунками на стенках римских катакомб. Точно такие же рисунки мы видели на караимских могильных памятниках в Крыму (Чуфут-Кале). Крымская исследовательница Фадеева разъясняет, что это древнейшие символы, символизирующие смерть и воскресение.
В калачеевской пещере есть вырезанные в меловых стенах кресты.
Кресты эти разных типов: один из них Стёпкин называет катакомбным крестом знамения победы ( вокруг него есть разрушенные барельефы смысл которых уже трудно понять).
Среди многочисленных келий можно обнаружить
так называемую красную комнату, разрушенную и испачканную, но в ней еще можно угадать бывшую роспись.
Комната была целиком выкрашена красной охрой и покрыта синими снежинками.
Теперь видно только остатки охры. Аналог этому есть в еще не раскопанных
Семейкинских пещерах.
В 2004 году Виталий Стёпкин в спелестологическом сборнике №4 писал о необходимости срочной консервации пещеры и о необходимости проводить там реставрационные работы.
За это время никаких работ не проводилось, более того, пещера в северо-западной части стала протекать: порода дала многочисленные трещины,
Сквозь трещены протекает талая и дождевая вода, которая еще больше способствует разрушению.
И это более чем печально…
Наука до сих пор игнорирует явное наличие неизвестной, неизученной дохристианской культуры, занимаясь раскопками давным-давно изученных курганов.
Розетки на калачеевских колоннах
Самое вероятное будущее, ожидающее донские пещеры — это их монополизация церковью. Пещеры реконструируются под храмы, стены выравниваются и выбеливаются, часто путем обдирания слоя мела вместе с возможно языческими рисунками. Так изменяется сохранившийся облик пещерного лабиринта.
Мы увидели это в 2007 году в Семейках. Там слой снимаемого мела был более 5 см. А в 2008 году — в Белогорье. Здесь стены и потолки келий безжалостно выравниваются, принимая облик современных правильногеометрических комнат и коридоров, а в одном месте «добровольцы старатели» пробили и дыру между ходами.
Новости:
Пещеры XIII века. В Калаче благоустроят уникальную меловую Пеньковую гору
Фотографии:
Стихотворение жительницы г. Калач Е. Свиридовой
«О чём молчите, горы меловые?»
Пещера Калачеевская ныне
Вновь привлекла внимание людей.
Её загадки знают вековые
Лишь облака, плывущие над ней.
О чём молчите, горы меловые,
Седую тайну в недрах сохранив?
Монахи-призраки явились, как живые,
Завесу времени перекрестив.
Сюда бежали от гонений страшных
Те, что в Иисуса верили, в Христа.
Повергнув наземь идолов отважно,
Свой век прожили с чистого листа.
Они мелились здесь, святые своды
С любовью в толще мела прорубив.
Подземные ходы и переходы
Людей сокрыли, веру защитив.
И вот века проплыли над веками,
И если бы не детская рука,
Последний вход закрылся бы снегами,
Но Божий свет был послан свысока.
Весною собирались ребятишки —
В подземных коридорах поиграть.
Признался как-то раз один мальчишка:
«А мне, ребята, легче здесь дышать»
И он, влекомый тайнами пещеры,
Составил карту – верную, точь-в-точь.
Кто им руководил с Небесной сферы,
Родившимся в Рождественскую ночь?
Уж если дети на защиту стали
Истории, и веры, и добра,
Мы будем равнодушными едва ли,
Мы знаем, что Святая Русь жива.
Когда это мы, русские, бывали
Иванами, не знавшими родства?
Быть может, времена другими стали,
Но Русь Святая всё-таки жива.
Не отрекайтесь же от Бога, люди,
Сердца свои откройте для добра.
Потомки ваши вас да не осудят!
Святая Русь по-прежнему жива!
Мало кто об этом знает…
Что в старые времена у города Калач Калачеевского района , находилась Пронинская пустошь !!! (Монастырь)
Вероятно в те времена монахами и была создана Калачеевская пещера !
Немного истории:
Найти дату когда на месте где сегодня находится город Калач и появились первые монахи создавшие Пронинскую пустошь нам не удалось ! (пока)
Но известно что 1680 — 90 годах Пронинская пустошь была разграблена и розорена набегом татар. У нее до нападения татар была деревянная церковь предположительно Успенская.
В 1695 году один из Старцев (монахов) встречал на Дону Петра Первого едущего на Азов !
В 1696 году Пронинская пустошь и несколько монахов были переведены в другое место на Дон и устроили Донскую Успенскую пустошь!, по велению Тамбовского епископа Игнатия и Освящена в том же 1696 году по грамоте Воронежского Святителя Митрофана !!
Предположительные координаты Пронинской пустоши у Калача : 50°24’52.9″N 41°00’07.3″E и 50°25’26.7″N 41°01’01.2″E