Радиус: Выключить
Радиус:
km Set radius for geolocation
Искать

Окрестности: Калачеевский район

Окрестности: Калачеевский район

Окрестности: Калачеевский район

Кроме своего увлечения — изучения истории родного края, Иван Парфиров заочно получает духовное образование в Воронежской семинарии, параллельно служит в местной церкви и любит звонить в колокола. Иногда, чтобы не утратить навык, полученный девять лет назад. Всё же теперь на учёбу и постижение святых писаний уходит большая часть времени. А в прошлом году искусству звонаря семинарист сам обучил двух школьников.

Нашему герою живописные виды Калача с колокольни церкви Успения Пресвятой Богородицы привычны. До нынешнего места службы — храма Вознесения Господня — тут отцу Дмитрию Иван помогал вести службы пять лет. Настоятель, конечно, рад, когда бывший пономарь заходит в гости, чтобы пообщаться и помолиться о здравии. Не одно поколение прихожан уже почти за два с половиной века возносило отсюда свои просьбы к богу. В советские годы в обветшавшей сегодня трапезной части здания была электростанция, обеспечивающая весь город электричеством. Только в 2010 г. помещение освободили от старого оборудования, и с тех пор здесь мало что изменилось. Некогда калачеевский духовный центр, с проглядывающей из-под штукатурки росписью ученика Васнецова и уникальным расположением звонницы — на востоке за алтарём, сегодня силами местных благотворителей медленно восстанавливается. С колокольной башни через ветви деревьев видно и главную достопримечательность — гору Пеньковую. Сейчас пещерный комплекс под снегом, а в тёплое время года любопытных туристов там — хоть отбавляй.

Говорит Дмитрий Ткаченко, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы:

«В каждом из нас какое-то есть чувство чего-то такого, знаете, ну, древнего. Вот этот интерес, может быть, соприкоснулся с этой нашей исторической данностью, с этой, именно, с этой историей нашей. И вот этот дух — он чувствуется в пещере. Вот особенно, когда заходишь — ощущается всем своим существом и, видимо, это и тянет людей».

«Проникающие сквозь стены» — так местные жители называют Ивана и его соратников-исследователей. Они несколько лет расчищали пещеры от мусора и теперь могут бродить по тёмным лабиринтам даже без фонариков. Эти меловые коридоры для учёных — непаханное поле, ведь подлинная история их до сих пор не известна, в отличие от Дивногорья, например. Прошлогодние замеры показали общую протяженность комплекса — 892 метра. Быть может, и это не предел, ведь здесь ещё множество заваленных тоннелей. Один из них, как утверждают старожилы, вёл к Воскресенскому храму, ныне духовно-просветительскому центру школы №6, а это — ещё плюс примерно два километра.

Говорит Иван Парфиров, краевед:

«Мы занимали первое место во всей Восточной Европе среди рукотворных пещерных комплексов. Сейчас, да, Белогорье обгоняет, но у нас есть ещё большой потенциал, ведь у нас комплекс не восстановлен и он нуждается в большом изучении».

Начало восстановительных работ назначили на этот год. На выигранный грант — 55 миллионов рублей в рамках проекта «Комфортная городская среда» — на территории культового комплекса создадут площадку для выездных регистраций и выпускных вечеров, а также укрепят вход в пещеру.

Говорит Татьяна Мирошникова, глава администрации г. Калач:

«Здесь ещё будет необходимо в будущем построить Музей хлеба и разместить этнодеревню. Это памятник истории и культуры, но, кроме того, хотелось бы сказать, что гора Пеньковая является, можно сказать, центром нашего города. И с этого места весь наш город виден, как на ладони».

До 1917 года нет ни одного исторического подтверждения тому, что здесь жили монахи, однако по многим признакам ясно, что пещеры эти были сакральными. По словам Ивана Парфирова, раньше здесь находилась церковь — об этом свидетельствуют иконостас, киоты под иконы, а также царские врата. Но, к сожалению, не имеется документального подтверждения тому.

Крест, кстати, с нехарактерным разворотом перекладины для православного. Знаки монахов-катакомбников. Стасидии — специальные выступы для мощей, как в пещерах Киева — Печерской лавры. И такие христианские символы здесь тоже встречаются. А этот огромный лик, вырезанный в стене, и вовсе похож на идола дохристианской эпохи. Насколько древние эти коридоры, выяснить только предстоит. Первые исследования здесь провёл в конце XIX века археолог и реставратор Дмитрий Струков, но даже он не обозначил исторический период, когда могли быть созданы пещеры. Что же касается их обитальцев, то известно: в 1917 г. Временное правительство переселило в Калач часть учеников и преподавателей из Рыпинской семинарии Плоцкой губернии (на территории Царства Польского в составе Российской империи), эвакуировавшихся в Центральную Россию в начале Первой мировой. На этом единственном фото можно увидеть пару священников, выбравших своим пристанищем меловые скиты.

В начале ХХ века в этом пещерном комплексе, в здешних кельях, уединялись священнослужители из Польши, которые переселились сюда ещё при царе и прожили несколько лет. Меловой иконостас, стены тоже из мела. Идеальная обстановка, для того, чтобы, уединившись, сосредоточиться только на молитве.

Мы, с нашим гидом и съёмочной группой, на склон горы Пеньковой из пещеры попали только вечером. Время внутри неё летит быстро. Таких энтузиастов, как Иван, археологов и здешних прихожан, теперь волнует дальнейшая судьба природного памятника. Станет ли он туристической жемчужиной, и останется ли тут место паломникам — эти вопросы пока остаются открытыми.

Смотреть видео

Печать

Добавить комментарий