В настоящее время в России сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: приняты основные правовые документы. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые позволяют выявить коррупционные схемы.
Вместе с тем ни в одном официальном документе, принятом на федеральном уровне, не закреплены и не описаны причины и условия коррупции. Без понимания этого выстроить систему ее профилактики затруднительно.
Потенциальные преступники стали лучше осознавать риски и пользоваться недостатками в существующем правовом регулировании. В качестве примера можно привести использование договора на оказание консультационных услуг в виде формы, прикрывающей многомиллионные хищения.
Для повышения эффективности предупреждения коррупции необходимо наладить постоянный мониторинг коррупционных практик, основанный на добровольном и анонимном предоставлении информации должностными лицами, гражданами, представителями и работниками организаций. Каналом поступления указанных сведений может стать специализированный информационный ресурс, обеспечивающий формирование банка данных коррупционных практик и доведение соответствующей информации до заинтересованных лиц. При этом в качестве критерия эффективности антикоррупционной деятельности компетентных правоохранительных органов может рассматриваться устранение возможностей для существования конкретных коррупционных практик.
Для устранения причин и условий коррупционных преступлений необходимо проведение предупредительных мер как общего, так и специального характера.
К общим мерам следует отнести социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия. В плане общих мер предотвращения коррупционной преступности необходимо исключить использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений.
Частные способы пресечения коррупции означают профилактику (предупреждение) совершения новых преступных акций лицами, уже совершившими коррупционные преступления. Например, реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предложенный Минтрудом России. Представляется, что аналогичные реестры могут быть установлены и в частной сфере, например в отношении организаций, допускающих проявления коррупции и хищения при выполнении государственных и муниципальных заказов.
Внедрение административных регламентов, деперсонализация взаимодействия граждан и должностных лиц, оказывающих государственные услуги, повышение доступности и комфортности получения данных услуг, предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров, расширение электронного документооборота, внедрение антикоррупционной экспертизы, снижение административных барьеров и другие меры создают благоприятный фактор для снижения уровня коррупции на разных уровнях управления.
Яна СУЗДАЛЬЦЕВА Юрисконсульт ОМВД России по Калачеевскому району